Анонимность как новая роскошь: почему сейчас это важно

 

А что, спрашивается, не так со старой? Почему стандартной и обычной искренности нам не хватает? Зачем нужны какие-то дополнительные пляски с бубнами и игры в анонимность? Психолог Адам Циммерман из университета Флориды уверен, что анонимность часто является защитой и щитом. Для эмоций, личной и психологической свободы, финансовой независимости и многого другого. Но позволить ее себе могут немногие. Разбираемся, почему.

Анонимность для пользователей интернета

С необходимостью скрывать личные данные в пространстве интернета все понятно. Их могут использовать хакеры и мошенники для того, чтобы получить доступ к вашему банковскому счету, например. Или к интимным фотографиям. Давно известно, что не стоит указывать точки геолокации, чтобы невозможно было понять стандартный маршрут. Ваш или ребенка. Понятно, что если задаться целью, это и без меток в Инстаграме можно будет сделать достаточно легко, но зачем лишний раз рисковать?

Убирайте автоматическое определение вашего местонахождения из профилей соцсетей. Те, кому нужно знать, где и как вас найти, отлично это знают. Или могут позвонить на личный телефон и узнать. А остальные как-нибудь проживут без этой ценной информации. То же самое касается меток «Дом», «Работа» и так далее. Мы перестали вешать на дверь табличку «Осторожно, во дворе злая собака». Вместо этого мы усердно заявляем миру: «Нас нет дома». Да еще и сообщаем, как долго нас там не будет и где конкретно мы находимся. Не слишком-то осмотрительно, да?

Серая майка как символ свободы

Никто не знает, в одежду каких брендов одевается основатель фэйсбука. Понятно, что это часть новой идеологии богачей, но факт остается фактом. Никто не хочет больше быть лицом бренда. Пускай и самого замечательного. Огромные логотипы на майке, куртке или сумке — признак дурновкусия, провинциальности и фейка. А значит, и примета низкого социального происхождения, бедности.

Бренды, в свою очередь, тоже оказываются в плену собственного прошлого и годами наработанной репутации. Если все привыкли, что условная марка Chanel производит характерные костюмы из твида, то запуск линейки эко-одежды будет затруднительным. Такая не встретит ожиданий постоянных покупателей, они не сойдутся во времени-пространстве. А вот no name бренд обладает той свободой, которая нужна ему для любых экспериментов с технологиями или красками.

Анонимность позволяет быть собой

Исследование поведения анонимного человека показало: мы ведем себя так, словно мы настоящие. Когда думаем, что нас никто не видит. Хорошо ли это? Человек в тонированной наглухо машине становится агрессивнее. Но только в том случае, если это уже заложено в его характере. А от природы добрый и чувствительный человек может стать еще добрее и чувствительнее, если ему дать такую возможность.

Типичная иллюстрация — благотворительность. Посмотрите, как много людей готовы жертвовать временем, деньгами (порой очень большими), когда точно знают, что их имя нигде не всплывет. Что их лица никто не увидит. Они могут сочувствовать на расстоянии, но не всем комфортно встать и во всеуслышание заявить: вот, посмотрите, я поддерживаю идею. Дело. Человека, который спасает бездомных собак или безнадежно больных детей. Партию, связанную с ЛГБТ, бренд, связанный с экологией. Для всего этого нужна смелость (порой немалая), но не все к ней готовы.

Анонимность в личных контактах

А все эти дейтинговые сервисы, чаты для виртуального общения, паблики в соцсетях? Не случайно в них часто есть опция «Написать анонимно». Не все готовы делиться сокровенным и глубоко личным, называя свое настоящее имя. Это легко объяснить: страшно, что будут смеяться. Опасаются, что личная информация будет использована против них в любой момент.

Конечно, у анонимности есть и минусы: например, хейтеры тоже выступают в маске. Из-под которой не видно лица. Буллинг в сети тоже устраивают люди, которые скрывают свое имя. У ботов есть только аватарка, как известно. Но и для нормальных, обычных, психически здоровых людей важно знать: порой важно позволять себе роскошь быть собой. Если это возможно только на условиях анонимности — что ж.

Таковы правила игры.